Звук [Ж].
1. Повтори слоги. 1
Жа, жо, жу, жи, жа-жу, жи-жо, же-жа, жу-жи, жо-же, жа-жо-жу, жо-жу-жи, жу-жи-же, жи-же-жа, же-жа-жо.
2. Повтори слова.
Жаба, жало, жадина, жук, жуть, жулик, жилка, жёлудь, Жора, женя, жжение, жакет, жилет, живот, животное, жильё, желе, жена, желток, желудок.
3. Игра «Один – много».
Жаба – жабы
Жалоба - …
Жёлудь - …
Жилка - …
Жулик - …
Жетон - …
Жук - …
Желание - …
Животное - …
Желток - …
4. Посчитай слова до 5.
Жаба, жук, жетон, жакет, жидкий желток, жуткая жаба, жёлтый жилет, желание Жени.
Звук [Ж].
1. Повтори предложения. 2
Кабан жуёт жёлуди.
У Жанны болит живот.
2. Изменяй предложения.
Я живу в новом доме. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я жалею Женю.
Я надену жилетку и жакет.
3. Доскажи слово в рифму.
Мудры, плотин строители,
Бобры – речные …
Дед Мороз круглый год
В белом домике…
Мальчик к доктору идёт:
- У меня болит…
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не…
Зеленеет ель в бору
В зимний холод и в…
Звук [Ж].
1. Повтори слоги. 3
Ажа жа-ажа
Ожо жо-ожо
Ужу жу-ужу
Ижи жи-ижи
Эже же-эже
2. Повтори слова.
Вожак, пижама, баклажан, ожог, ежонок, медвежонок, нажим, наживка, движение, уважение, манжет, кожа, лужа, ужин, ожидание, ежевика, буженина.
3. Игра «Один – много».
Этаж – много этажей
Ёж - …
Уж - …
Пляж - …
Экипаж - …
Платёж - …
Ложка - …
Фляжка - …
Денежка - …
4. Скажи ласково.
Флаг – флажок
Луг - …
Утюг - …
Нож - …
Звук [Ж].
1. «Ты и я». 4
Ты ходишь, и я хожу.
Ты глядишь, и я…
Ты гладишь, и я …
Ты вяжешь, и я…
Ты положишь жакет, и я…
Ты лежишь на лужайке, и я…
Ты покажешь жука, и я…
2. Повтори предложения.
Дети лежат на пляже.
Женя не обижает животных.
Жанна живёт на пятом этаже.
3. Изменяй предложения.
Я бежал на лыжах. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я лежал на лужайке.
Я жевал буженину.
4. Закончи предложение нужным словом.
У ежихи пять…
У ужа четыре …
У медведицы пять…
У лошади один…
У верблюда один…
У моржей семь…
У журавля три…
Звук [Ж].
1. Выучи скороговорки. 5
Ёжику нужен жук на ужин.
У ежа – ежонок, у ужа – ужонок.
2. Закончи предложение по образцу.
Папа молодой, а мама ещё моложе.
Кусты низкие, а трава ещё…
Ремень узкий, а поясок ещё…
Ссориться плохо, а драться ещё…
До речки идти близко, а до леса ещё…
Ваня затянул узел туго, а Женя ещё…
Море глубокое, а океан ещё …
Каша жидкая, а кисель ещё…
Таня звонит редко, а Дима ещё…
Серебро дорогое, а золото ещё…
Дерево твёрдое, а камень ещё…
3. Повтори, выучи чистоговорки.
Жа-жа-жа, Жанна видела ежа.
Жу-жу-жу, Жанне жабу покажу.
Жи-жи-жи, жабу и ежа держи.
Жу-жу-жу, дай, поближе погляжу.
Звук [Ж].
1. Повтори слоги. 6
Жда, ждо, жду, жди, жна, жно, жну, жны, жма, жмо, жму, жмсы, жва, жво, жву, жвы.
2. Повтори слова.
Одежда, наждак, дождик, надежда, жажда, ножны, княжна, художник, джем, джин, джунгли, джентльмен, пиджак.
3. Посчитай слова от 1 до 5.
Художник, кинжал в ножнах, кожаный пиджак.
4. Повтори предложения.
На лыжах нужно бежать легко.
Дети ждут вожатого Женю Ежова.
Кожаную одежду можно надевать и летом.
5. Изменяй предложения.
Я бежал по лыжне. Ты… она… он… мы… вы… они…
Я жду ужина.
Я живу на нижнем этаже.
6. Выучи скороговорку.
Джек ждёт джем,
Джон ждёт джем,
А Надежда не ждёт,
А Надежда жуёт.
Звук [Ж].
1. Работа с текстами: 7
· Прослушать текст.
· Ответить полным ответом на вопросы.
· Прослушать текст ещё раз.
· Пересказать текст.
Женя болен.
У Жени болит живот. Доктор говорит Жене: «Полежи, Женя. Подожди, пока лекарство подействует».
Женя лежит и ждёт, когда пройдёт боль в животе. Маленький брат Жора подбежал, пожалел Женю, пожелал ему не болеть.
Вопросы:
· Что болит у Жени?
· Что говорит доктор Жене?
· Как лечился Женя?
· Что сделал маленький Жора?
Звук [Ж].
1. Работа с текстами: 8
· Прослушать текст.
· Ответить полным ответом на вопросы.
· Прослушать текст ещё раз.
· Пересказать текст.
Жук.
Жора выбежал на лужайку. Он увидел на дороге жука, который лежал брюшком кверху. Жук никак не мог улететь.
Жора пожалел жука. Он поднял ветку и перевернул жука веткой. Жук помахал крыльями, пожужжал и улетел.
Вопросы:
· Куда выбежал Жора?
· Кого увидел Жора на дороге?
· Как лежал жук?
· Как Жора помог жуку?
· Что сделал жук?
Звук [Ж].
1. Работа с текстами: 9
· Прослушать текст.
· Ответить полным ответом на вопросы.
· Прослушать текст ещё раз.
· Пересказать текст.
Ёжик.
У Жени был ёжик. Ёжик жил у Жени в прихожей. Женя любил ёжика и давал ему каждый день молоко.
Однажды дверь в прихожую была открыта, и ёжик убежал. Женя жалел о пропаже ёжика, а потом подумал, что на воле ёжику жить приятнее.
Вопросы:
· Кто жил у Жени в прихожей?
· Что давал Женя ёжику каждый день?
· Как убежал ёжик?
· О чём жалел Женя?
· Что он подумал потом?
Звук [Ж].
1. Работа с текстами: 10
· Прослушать текст.
· Ответить полным ответом на вопросы.
· Прослушать текст ещё раз.
· Пересказать текст.
Жаба.
Жила, поживала жаба. Каждый день она ловила много жуков. Жаба была жадная!
Но однажды надоело жабе жить в жиже болотной. И подумала жадина: «Надо убежать в другие края. Там должно быть жуков ещё больше».
Вот побежала жаба по болоту. Тут её увидел журавль, поймал и проглотил.
Вопросы:
· Кого каждый день ловила жаба?
· Какая была жаба?
· Где надоело жить жадной жабе?
· Что подумала жаба?
· Кто поймал жабу?
Изолированно произносить звук [Ш]:
Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.
Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.
Ш-ш-ш-ш-ш…
2. Автоматизация в слогах:
При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно
ША
ШО
ШУ
ШИ
ШЕ
3. Автоматизация в сочетаниях слогов:
При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ши-ши-ши
Ше-ше-ше
Ша-шо-шу
Ши-ше-ша
Шо-ше-ши
Шу-шо-ше
Ше-ша-шо
Ша - шо - шу - ши - ше
Ши - ша - шо - шу - ше
Шо - ша - шу - ши - ше
Ше - ша - шо - ши - шу
Шу - ша - шо - ши - ше
Ши - ша - шо - шу - ше
Шо - ша - шу - ши - ше
Ше - ша - шо - ши - шу
Шу - ша - шо - ши - ше
4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:
Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.
Шо, Шё: шов, шёпот.
Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.
Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.
Ше: шея, шесть, шелест; шептать.
Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.
5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :
Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.
Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.
Шу: мишутка.
Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.
Ше: мишень, ошейник; бушевать.
Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.
6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:
Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.
7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:
Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.
8. Заменить в словах первый звук на звук Ш:
тапки –
губы –
топот –
мыло –
(пар) –
(споры) –
9. Заменить в словах последний звук на звук Ш:
дуб –
идёт –
поёт –
едет –
дышит –
падает –
10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах:
Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].
11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:
Назови ласково.
Изба – избушка
кума –
зима –
штаны –
тётя –
дядя –
хозяйка –
солнце –
хлеб –
камень –
пятно –
дно –
окно –
дед –
12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:
Каша из пшена какая?
Сок из вишни какой?
Слон не маленький, а какой?
Компот из груш какой?
Конфеты из шоколада какие?
Шоссе не узкое, а какое?
Шапка из шерсти какая?
13. ДИ «Волшебный куб»:
В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.
14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:
Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.
15. ДИ «Ромашка»:
Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].
16. Образовать родственные слова:
мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)
лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)
17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:
Дедушкины шахматы вишнёвый компот
новая подушка тихий шаг
швейная машинка пшённая каша
шумные пташки двойной шов
дубовый шкаф бабушкина шуба
пуховая шапка новая ушанка
18. ДИ «Сосчитай до 5»:
плюшевый мишка –
плюшевый капюшон –
плюшевая шапка –
19. Проговаривать предложения:
Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)
У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.
У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки – котята.
Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.
20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашел Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
21. Проговаривать тексты:
Ландыши.
Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши.
22. Проговаривать чистоговорки:
Кот Шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шелковые шторы.
Петя, Петя, петушок,
Дам тебе пшена мешок,
Дам воды немножко,
Подойди к окошку.
Мышонку шепчет мышь:
- Ты все шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуметь я буду тише.
Кукушка кукушонку шьет капюшон,
Наденет кукушонок капюшон –
Как в капюшоне он смешон!
Кошка с кошелкой по улице шла.
Что же в кошелке кошка несла?
Кашне и калоши
котятам шкодливым,
Чтоб бегать по лужам
денечком дождливым.
23. Проговаривать скороговорки:
У нашего Мишки в мешке шишки.
Кукушка кукушонку купит капюшон.
Пышная подушка у Мишки под ушком.
У окошка мошка,
На окошке кот Тимошка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий